Для большинства любителей яхтинга окончание парусного сезона является самой настоящей катастрофой. Потому многие из них с приходом холодов пересаживаются на другие парусники – буеры, у которых по сравнению с яхтами есть некоторые преимущества. Например, скорость, зачастую превышающая сотню, в то время как яхту редко получается разогнать больше 25 км/час. Даже с помощью самого свежего ветра. Скорее всего, именно скорость привлекает экстремалов, выбирающих из всего разнообразия зимних развлечений (горные лыжи, сноубординг, кайтинг и другие) катание на ледовых парусниках – буеринг.
Парус и лед
Современный буер имеет достаточно простую конструкцию. Длинный корпус, напоминающий вытянутые сани, стоит на трех коньках. Один из них расположен на носу, прямо под корпусом, двое других удерживают поперечную балку, закрепленную под корпусом сзади. В распоряжении яхтсмена (правильнее было бы называть его буерменом) всего один парус, с помощью которого он и управляет ледовым парусником. По большому счету для катания на буере подойдет любой лед, но самым идеальным будет непокрытый снегом, ровный, гладкий и без торосов. Чаще всего такой лед можно отыскать на водохранилищах или больших озерах. У нас наибольшей популярностью пользуются трассы на подмосковном Клязьминском водохранилище, Байкале и Финском заливе. Европейцы облюбовали альпийские озера в Италии и Австрии. Самым дешевым считается буеринг в Украине на днепровских заливах и Киевском водохранилище, а также в Польше на озере недалеко от Зэгже. Здесь можно за 500 евро арендовать буер на целую неделю. Сегодня буерный спорт хорошо развит в США, Канаде, странах Скандинавии и, конечно же, в России. В частности в Карелии, где во многих домах отдыха буеринг занимает одно из первых мест среди предлагаемых развлечений.
Немного истории
Ледовый парусник изобрели очень давно. Тогда, когда термина «экстрим» еще не существовало. Точно определить, где он появился впервые, не представляется возможным, поскольку практически каждая европейская народность доказывает свое первенство в изобретении буера. Наиболее старое свидетельство существования скользящего парусника датировано 1605 годом. Это небольшая гравюра, которая находится в одном из музеев Роттердама. В конце XVIII века буер перекочевал из Голландии на американский континент, где за сравнительно короткое время собрал целую армию фанатов. Прошло чуть более полувека с момента появления здесь первого парусника, а американцы уже стали учредителями первого в мире буерного клуба. А еще через два десятка лет ими же были разработаны и изданы первые правила буерных гонок. Это стало началом проведения международных соревнований по буерному спорту.
Летящие парусники
Выражение «летит, но очень низко» подходит буеру как нельзя лучше. Все те же американцы в 1932 году зарегистрировали официальный рекорд скорости парусника, разогнавшегося на льду до 230 км/час. Даже на Киевском водохранилище, где условия не позволяют ставить рекорды, более менее опытный буерист легко заставит свое судно развить скорость выше 100 км/час.
В том, что буеринг чрезвычайно экстремальное занятие, никто не сомневается. На буере не могут расслабиться даже самые опытные. Здесь требуется огромное мастерство и способность молниеносно принимать решения. От нуля до сотни парусник разгоняется все за 3 секунды. Поэтому в тот момент, когда парус «подхватит» ветер, необходимо успеть запрыгнуть в кокпит – специальное углубление в корпусе, где человек может разместиться только полулежа. В этом положении буерист управляет ледовым парусником: удерживает руль, натягивает шкот, объезжает препятствия и следит за устремленными к финишу соперниками.
Ручная работа
Раньше буера подобно мастеровым скрипкам относились к штучному товару и традиционно делались только лишь из одного материала – дерева. Пришедшая эра высоких технологий все изменила и сейчас в производстве ледовых парусников применяются сверхлегкие и сверхпрочные кевлар, углеволокно и стеклопластик. Гибкая мачта точно отслеживает порывы ветра, позволяя развивать большую скорость. Новая форма кокпита, похожая на сэндвич, сделала корпус более прочным. А поперечина стала мягче в прогибе, что увеличило безопасность и маневренность буера. Консерваторы в этом виде спорта предпочитают клееную поперечину, выполненную из деревянного бруса. Продвинутые буеристы выбирают парусники с упругой композитной балкой и даже с амортизаторами. Сегодня есть и такие. Цена эксклюзивных, сделанных на заказ буеров может превышать 20 тыс. долларов, а это уже стоимость хорошего автомобиля.
Где покататься
Для того, чтобы попробовать себя в этом спорте, достаточно дождаться хорошей погоды и выехать на водоем, где предоставляют следующие услуги: прокат парусника, прокат снаряжения, квалифицированный инструктаж. На больших водохранилищах часто проводятся состязания на буерах. А если уже появился некоторый опыт и желание погонять всерьез, придется отправиться за границу. Буеристы дружелюбно относятся к новичкам, поэтому поучаствовать в международном соревновании будет несложно. Все, что необходимо сделать – это застраховаться, добраться до места проведения и вовремя подать заявку. Кроме того взять с собой побольше теплой одежды и «согревающую жидкость». Ведь буеринг – уникальный вид спорта, в котором после пересечения финишной линии не запрещается согреть замерзшее тело глотком-другим достойного напитка.
Комментарии